Как получить интересные комментарии от экспертов. 5 лайфхаков для журналистов, копирайтеров и пиарщиков
Как вытащить из спикеров интересную фактуру без применения пыточных орудий. Редакция Pressfeed.Журнала разбирается, как общаться с экспертами, чтобы получать классные материалы для статей.
Эксперты — народ непостоянный. Один человек в ответ на вопросы журналиста отправляет прекрасный текст со статистикой и кейсами, забавными историями, работать с такими одно удовольствие. Другой спикер льет воду, а то и вовсе подсовывает сгенерированный нейросетью материал. Какой из спикеров попадется в следующий раз, предсказать сложно, а хорошая фактура нужна всегда.
Статья пригодится журналистам, копирайтерам и пиарщикам, которые работают со спикерами и вынуждены клещами вытягивать из них информацию. Собрали несколько лайфхаков, которые помогут добыть хорошую фактуру.
Скачать PDF-инструкцию «Где и как публиковать широкоохватные статьи бесплатно»Традиционно журналисты ищут фактуру двумя основными способами. Первый — вручную обзванивают спикеров из заветной книжечки с контактами. Второй — размещают запросы на Pressfeed и отбирают самые интересные ответы из присланных экспертами. Мы в статье будем показывать магию допроса на примере этих самых журналистских запросов, но использовать лайфхаки для работы можно где угодно.
Задаем открытые вопросы
Главное правило успешного допроса — не мешать собеседнику рассказывать. Очевидно, что во время интервью не нужно лезть вперед спикера, прерывать и заканчивать за него предложения, даже если вы сами отлично разбираетесь в теме.
Как в обычном интервью, так и в письменных вопросах нужно подтолкнуть спикера к более полному ответу. Люди обычно не тратят больше сил и слов там, где их не попросили. Если мы спрашиваем: «Считаете ли вы, что роботы могут заменить нас?», то получим простой ответ «да» или «нет». Поменяем формулировку «В какой работе роботы могут заменить нас и как это повлияет на рынок труда?». На это уже не получится ответить односложно.
Отсюда рекомендации: журналистам и авторам — задавать спикерам открытые вопросы. Пиарщикам же стоит расширять закрытые вопросы от СМИ, когда собирают фактуру у экспертов.
«Правильно заданный вопрос — половина успеха. Чтобы вытащить максимум фактуры, задавайте вопросы, которые не дают шанса на односложный ответ. Например, вам нужно узнать, что эксперт думает о влиянии ИИ на индустрию медиа. Можно спросить: «Верите ли вы в то, что нейросеть заменит человека?», и эксперт ответит либо да, либо нет. В лучшем случае чуть-чуть порассуждает. Но можно поставить вопрос иначе и спросить: «Как вы думаете, что должно произойти, чтобы нейросеть полностью заменила человека, и как это повлияет на индустрию?». Здесь уже одним словом не отделаешься».
Изучаем тему
Чтобы получить хороший ответ, надо задать правильный вопрос. Если вы отлично разбираетесь в теме — проблем не возникает. А вот если писать надо про трансформаторы, а вы про них знаете только то, что слово созвучно с «Трансформерами», то задача усложняется.
Задаем общий вопрос — получаем такой же общий невнятный ответ. Чтобы получить интересную фактуру, нужно погрузить человека в контекст, поставить конкретные вопросы, а для этого придется изучить тему. Как минимум погуглите, что о предмете ваших изысканий пишут конкуренты и СМИ, почитать профессиональные медиа и новости.
Помимо того, что так мы сможем получать более полную фактуру, заодно сразу посмотрим, какой информации не хватает в материалах конкурентов и какие темы интересуют читателей больше всего.
«Проявляйте искренний интерес. Неинтересных тем — нет! Изучив любое направление, любой вопрос, можно найти что-то цепляющее вас, а следовательно то, что поможет вам строить диалог со спикером. И, что лучше всего, эти же самые интересные моменты зацепят затем и читателя.
Мне раньше казалось, что нет ничего скучнее налоговых и бухгалтерских вопросов. Но, поработав на «Кураторе-копирайтере» с налоговым экспертом, я поняла, что на самом деле все это очень жизненно! И еще — что эксперты охотно разъясняют любые темы. Иногда получается очень интересный диалог, который затем можно использовать для комментария».
Указываем форматы фактуры
Почему мы получаем водные ответы вместо «мяса» даже от вполне хороших спикеров? Потому что проще всего рассказать какие-то общие мысли и факты, чем собирать статистику или кейсы. Да и зачем напрягаться, если об этом не просили.
Хотим получить интересную фактуру — уточняем, что нам нужно: кейсы, статистика, советы, скриншоты или фото. Пиарщики, которые работают со спикерами, могут самостоятельно расширять вопросы журналистов, указывая, о чем именно стоит рассказать.
«Задавайте конкретные вопросы. Особенно если спикер склонен к обобщениям.
Например, мы работали с агентством недвижимости. Поступил запрос про эскроу счета, а ответ спикера был довольно обобщенным. Поэтому мы предложили эксперту ответить на конкретные вопросы, особо их выделив. Эксперт дополнил пункты, и получился отличный комментарий».
Строим лесенку из вопросов
Помните про технику небоскреба для написания текстов или метод «скользкой горки», чтобы читатели просматривали текст до конца? Вопросы в интервью или запросах можно строить по тому же принципу: от общего к частному. Так мы постепенно вводим спикера в контекст и помогаем ему раскрыться.
Возьмем для примера новость про изменение цен на автомобили и попробуем собрать стандартный вопросник для эксперта.
- Сначала вводим в курс темы: цены на подержанные машины в 2023 году увеличились на 30%, а за последние два года — на 100%. Что сейчас происходит с рынком продажи автомобилей, как изменились цены на б/у и новые авто в 2024 году? Отлично, если сможете привести статистику.
- Какие марки машин чаще всего покупают: европейские, китайские, японские, корейские или отечественные?
- Есть ли сейчас проблема с автозапчастями для европейских марок, какие бренды больше всего страдают от дефицита деталей? Сталкивались ли вы с трудностями, расскажите свой кейс.
- Как изменятся цены на автомобили в следующем году — сделайте прогноз.
- Стоит ли в этом году продавать или покупать машины и почему? На какие марки стоит обратить внимание в среднем ценовом сегменте?
Используем разные форматы записи
Одним спикерам удобнее записывать комментарий в аудиосообщении, другим — писать текст или созваниваться для интервью. Хотя кажется, что получать фактуру в тексте — самый удобный вариант, не всегда этот способ работает лучше всего.
Понятно, если вы — журналист и собираете много комментариев разных спикеров, созваниваться с каждым может быть сложно. Но для интервью лучше подойдет все же старый добрый звонок или хотя бы аудиозапись.
Если же вы собираете фактуру у клиента в роли пиарщика или копирайтера, не ограничивайте его в форматах «сдачи» фактуры. Дело в том, что в аудиозаписях или разговоре спикер раскрывается сильнее всего: вы можете подцепить интересные фразы, обороты и мелкие детали, эмоции, которые обычно исчезают в тексте.
Например, наши специалисты «Куратора-копирайтера» и «Виртуального пиарщика» помогают экспертам работать с запросами журналистов на Pressfeed и получать больше выходов в СМИ. Спикер присылает фактуру — в формате аудиосообщения или текста, а копирайтер пишет на ее основе комментарий. Если ограничить эксперту выбор: «Присылайте только текст», то получить хороший результат будет сложнее.
«Когда мы берем экспертов на PR-поддержку в «Виртуальном пиарщике», всегда обозначаем важный момент — все статьи пишутся на основе фактуры эксперта. Нельзя залезть в голову человеку, а мы ведь должны продемонстрировать его экспертизу, а не общие данные из открытых источников, которые рерайтил копирайтер.
В первую очередь мы подробно прописываем вопросы, на которые должен ответить эксперт. Это и будет основа нашей фактуры. Кому-то удобно давать ответы в текстовой форме, кто-то предпочитает аудиосообщения в мессенджерах или телефонное интервью. Для нас самое удобное — интервью, в этом формате есть возможность в моменте уточнять и дополнять недостающие данные. Уточняющие вопросы — наше все!».
Что в итоге?
Хорошая фактура зависит не только от самого эксперта, но и от правильно заданных вопросов. Спикеры чаще всего не представляют, какую информацию хотят получить СМИ — что статистика и кейсы, истории котируются больше, чем общие тезисы. Поэтому, если хотите собрать действительно хорошие комментарии, придется журналисту, автору или пиарщику позаботиться о том, чтобы задать нужные вопросы.
Введите спикера в контекст темы и изучите ее сами, подготовьте конкретные открытые вопросы, не давайте спикерам растекаться мыслью по древу. А еще — прямо обозначьте, какую фактуру хотите получить: кейсы, истории, статистику, примеры.
Комментарии